Дрессировка собак

Физическое развитие и воспитание щенка.

Чтобы вырастить хорошую собаку, кроме полноценного кормления, важно обеспечить физическое развитие и правильное воспитание щенка. Прогулки и игры в любую погоду способствуют закалке щенка, развитию скелета и мускулатуры, укреплению нервной системы и всего организма, что, в свою очередь повышает приспособляемость щенка к различным условиям жизни и податливость к дрессировке.

Воспитание (воспитательная дрессировка), по сути дела, начинается с периода, когда щенок начинает самостоятельно передвигаться, воспринимать звуковые и зрительные раздражители, и продолжается до 12-18 месяцев, когда молодую собаку можно начинать дрессировать. В отличии от дрессировки, в период воспитания к щенкам не применяют сильных раздражителей (принуждение и запрещение). Наказывать щенка – запугивать или бить строго запрещено. К животному нужно проявить чуткость, осторожность, ласку. Необходимо, чтобы собака прониклась к человеку доверием и уважением, но ни в коем случае – страхом. Чем больше времени вы проводите с животным (гуляете, играете, кормите), тем лучше между вами и щенком установиться « контакт». В воспитании щенка необходимо соблюдать последовательность: от простого – к сложному. Прогулки – основное средство, ознакомления щенка с окружающей средой и приучения спокойно реагировать на всевозможные раздражители. Если на прогулке что-либо испугает щенка, не оставляйте этого без внимания. Подойдите к предмету, которого испугался щенок, и подбадривая, привлекая лакомством, подзовите животное, дайте ему возможность осмотреть и обнюхать этот предмет. Играя, подбегайте к «страшному» предмету, поглаживая и давая лакомство. Начинать знакомство с раздражителями надо с простой обстановки и постепенно усложнять ее. Нельзя щенка первый раз выводить сразу в оживленное место. Множество людей, незнакомый шум, гудки, грохот транспорта могут напугать его, а повторение подобных прогулок – сделать трусливым. Начинать прогулки нужно как можно раньше в спокойном месте, постепенно переходя на мало оживленные улицы. Потом – на более оживленные, на улицы с большим автомобильным движением, при возможности вблизи железных дорог.

Также нужно приучать щенка спокойно относиться к выстрелам и сильным звуковым раздражителям. Для этого можно использовать детские надувные шарики. Надуйте сначала шар не более десяти сантиметров и в процессе игры дайте собаке, когда шар лопнет – подбодрите щенка. В следующий раз надуйте шар больше, так постепенно щенок привыкнет не бояться хлопка.

Важным моментом в воспитании щенка является его общение со сверстниками, а также со взрослыми дрессированными собаками. Это позволит щенку в процессе подражания старшим животным выработать необходимые черты. Нужно поддерживать естественную активность у щенка. В процессе игры со щенком необходимо направлено вырабатывать желательные условные рефлексы (привычки). Но все упражнения в процессе воспитания нужно дозировать, чтобы не допускать отрицательных последствий, потому щенкам сложно долго выдерживать сосредоточенную деятельность. Это может переутомить его, перенапрячь и вызвать сильную усталость и вялость. Упражнения по выработке того или иного навыка следует проводить примерно 3 – 5 раз в день по 5 – 7 минут.

Все это следует делать с таким расчетом, чтобы к шести – восьми месяцам щенок был знаком с разнообразными раздражителями и спокойно реагировал на любую обстановку.

Физическую нагрузку нужно увеличивать постепенно, чтобы не переутомлять щенка, и постоянно следить за его поведением. Необходимо учитывать особенности роста щенка Бернского зенненхунда и не позволять ему брать барьеры выше собственного роста, не прыгать с высоких площадок. До двухмесячного возраста стараться ограничивать спуски вниз по лестнице, а вот подъемы в небольших количествах полезны. Для укрепления пясти щенку полезно ходить по гравию, а зимой по глубокому снегу. С трехмесячного возраста нужно приучать щенка к длительным прогулкам. К четырем месяцам щенок должен проходить в день до трех километров, но необходимо помнить, что до восьми месяцев длительность безостановочного перехода не должна превышать 20 минут. С четырех месяцев щенка можно приучать к плаванию, к преодолению препятствий (канав, рвов, лестниц).

Обучать щенка нужно с учетом возраста. Процесс воспитания щенков и молодых собак с учетом возрастных особенностей можно разделить на три периода.

Первый период начинается с 20-25 дня после рождения, когда у щенка начинают проявляться условные рефлексы со всех анализаторов (вкусовых, двигательных, тактильных, температурных и обонятельных). Главная задача в этот период – ознакомить щенка с разнообразными раздражителями окружающей среды: звуками пылесоса, музыкальными звуками, хлопками, стуками, звонками, различными по конфигурации предметами, различные запахи, посторонними людьми, каплям воды и т.д. Начинать знакомство с раздражителями надо в простой, привычной обстановке и постепенно усложнять ее. Это облегчается содержанием щенков вместе с сукой, от которой они в порядке подражания усваивают реакции на те или иные раздражители. Как показывает практика, наилучший возраст для выработки рефлексов привязанности к человеку у щенка – до семи недель. Уже с 5- недельного возраста у щенков возникает, а затем усиливается стремление избегать контакта с человеком. Если привязанность к человеку не выработана до 14- недельного возраста (при изолированных условиях выращивания), то у щенка закрепляется сильное стремление избегать людей. К этому возрасту усиливается и реакция страха. Это нужно учитывать при воспитании и социализации щенка.

Второй период – с 1,5 месяцев до 5-6 месяцев. В возрасте 2-3 месяцев у щенков внешнее торможение, почти отсутствует, и условные рефлексы вырабатываются максимально быстро. В этот период следует вырабатывать у щенка навыки на команду «Ко мне» и « Гуляй». Навык подбегать по команде «Ко мне» удобно вырабатывать при кормлении. Перед дачей корма надо подзывать щенка, вначале с близкого расстояния (5 -7 м.), а затем увеличивать его. Во время каждой прогулки 2-4 раза с промежутком 5-10 минут нужно ласково подзывать щенка, если щенок подбежал, произнести команду «Хорошо», продублировать «Хорошо, ко мне», дать лакомство и начать с ним играть. После игры подается команда «Гуляй». При ежедневном повторении этих упражнений рефлекс на команду «Ко мне» автоматизируется и станет безотказным.

В возрасте 40-50 дней, а так же четырех – пяти и шести – семи месяцев отмечается большая интенсивность внешнего торможения и более длительное образование условных рефлексов. Работать со щенками более сложно. Если с сукой-матерью щенки вели себя смело среди различных раздражителей, то без суки они становятся более осторожными. Поэтому нужно учитывать возрастные особенности поведения щенка, занимаясь с ним. Проводить занятия по выработке того или иного навыка надо незадолго до кормления, когда щенок проявляет активность. Место для занятий должно быть знакомо щенку, там не должно быть сильных посторонних раздражителей. В дальнейшем нужно систематически менять места занятий. Важно поддерживать общение щенка с другими щенками и со взрослыми, хорошо дрессированными собаками для успешной выработки необходимых черт поведения в порядке подражания. Нужно учитывать, что щенки в группе ведут себя смело, активно, а в одиночку могут проявлять излишнюю осторожность. Упражнения по выработке того или иного навыка нужно проводить несколько раз в день, но без излишней муштровки. Не нужно многократно повторять команды, излишняя муштровка не повышает качества работы щенка, а, напротив снижает активность.

В этот период приучают щенка к кличке, ошейнику, поводку, розыску и подноске предметов, осторожно вырабатывать навык прекращать действия по команде «Фу», при этом не следует подавать команду «Фу» в резком тоне и болевое подкрепление должно быть слабым, но чувствительным. Вырабатывают навык на команды «Сидеть», «Место». Первоначальная длительность этих команд должна длиться от нескольких секунд до минуты. И отменяются эти команды, командой «Гуляй».

В этот же период приучают щенка к ошейнику и поводку. Удобнее всего приучение к ошейнику и поводку производится во время прогулок и игры со щенком. Рекомендуется во время игры, отвлекая щенка игрой и дачей лакомства, привязать ему на шею тряпочку. Затем, играя и поглаживая, осторожно надеть на шею щенку облегченный ошейник, если это вызовет беспокойство, надо отвлечь щенка игрой или лакомством. Через некоторое время нужно снять ошейник, а затем повторить упражнение. Когда щенок будет спокойно относится к ошейнику, начинают приучать его к поводку. Рекомендуется использовать легкий веревочный поводок, который пристегивают к ошейнику во время игры, что бы щенок не беспокоился, его в этот момент нужно отвлекать игрой и лакомством. В дальнейшем, поводок пристегивают перед выходом на улицу, это способствует выработке навыка идти на поводке за хозяином. Ошейник должен быть надет ни чрезмерно свободно, ни туго. А поводком нельзя производить резких рывков и ударов – это может вызвать боязнь поводка и недоверие к хозяину.

Как можно раньше, примерно с 2-х месяцев, нужно приучать щенка спокойно реагировать на звуки грома и выстрелов. Попробуйте первое занятие провести дома. Пусть кто-нибудь лопнет надутый воздушный шар вдалеке от щенка, в то время когда вы будете играть с ним, если он насторожится, вы его подбадривайте играя, и постепенно приближайте звук хлопка. Только не вздумайте повторять это занятие, если он сильно испугается.

Активные, энергичные, как бы неукротимые щенки вначале трудно поддаются воспитанию. Требуется терпение, что бы ввести их в рамки нужного поведения, но в дальнейшем такие щенки обычно показывают отличные результат.

Третий период. С 6-7 месяцев можно переходить на индивидуальное воспитание щенка, воспитательная дрессировка усложняется, продолжается закрепление общедисциплинарных навыков и начинается подготовке к дрессировке.

ВАЖНЫЙ СОВЕТ
Нельзя воспитывать щенков
Посредством крика и пинков.

Щенок, воспитанный пинком,
Не будет преданным щенком.

Ты после грубого пинка
Попробуй подзови щенка!